Вступить

Доклад «Координирующая роль Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана в реализации законодательства по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков и совершенст

ДОКЛАД

ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» (далее – АМФОК)

Тема доклада: «Координирующая роль Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана в реализации законодательства по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков и совершенствования регулирования финансового рынка». 

Докладчик: Председатель Совета АМФОК – Ербол Омарханов.

 

Уважаемые участники круглого стола!

Пользуясь случаем, от имени членов АМФОК мы рады выразить Вам свое почтение и благодарность за возможность выступления на сегодняшнем круглом столе!

Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана, или сокращенно АМФОК, была создана в 2004 г. по инициативе классических МФО, специилизирующихся на предотставлении микрокредитов субъектам малого и среднего бизнеса, преимущественно проживающих в сельской местности.

На сегодняшний день, члены АМФОК занимают долю на рынке микрокредитования в размере 87%. Ассоциация выполняет важную консолидирующую функцию, объединяя разрозненных участников рынка и формируя единое экспертное мнение по ключевым вопросам развития микрофинансовой отрасли, неоднократно выступая в поддержку многих инициатив государства по наведению порядка в секторе микрофинансовых услуг.

Принятие Закона от 19 июня 2024 г. по вопросам минимизации рисков при кредитовании, зашиты прав заемщиков и совершенствование регулирования финансового рынка является важной вехой в развитии микрофинансового сектора и соответствует задачам ассоциации по формированию прозрачного, социально-ответственного и добросовестного рынка микрокредитования.

Одним из основных нововведений данного Закона является закрепление законодательного статуса микрофинансового омбудсмана с функциями и полномочиями по урегулированию задолженности заемщиков в досудебном порядке.

Следует отметить, что ранее в 2022 г. АМФОК уже предпринимал самостоятельные попытки по созданию офиса микрофинансового омбудсмана, понимая важность и необходимость работы по досудебному урегулированию задолженности в секторе микрокредитования. За год работы омбудсманом было рассмотрено более четырех тысяч обращений заемщиков,  с предоставлением улучшающих условий по договорам о предоставлении микрокредита. Но без законодательной основы, на добровольных началах, было не легко поддерживать его деятельность и масштабировать на более мелких участников рынка микрокредитования не состоящих в ассоциации. Однако следует отдать должное членам АМФОК, которые добросовестно придерживались договоренности о добровольном исполнении решений микрофинансового омбудсмана и беспрекословно исполнянли его требования.   

Благодаря законодательной инициативе финансового регулятора и депутатов Парламента Республики Казахстан деятельность микрофинансового омбудсмана была институализирована и получила четкое правовое основание. После принятия вышеуказанного Закона АМФОК, совместно со смежными отраслевыми ассоциациями, уже на имеющейся базе создала офис микрофинансового омбудсмана, выступив его учредителем, и принимает самое активное участие в его становлении и развитии.

Следующей важной законодательной новеллой, направленной на усиление защиты прав потребителей финансовых услуг, является введение двухлетнего моратория на уступку прав требований по проблемным микрокредитам в пользу коллекторских организаций.

В период действия данного моратория АМФОК продолжает координировать деятельность своих участников акцентируя их внимание на необходимости качественного урегулирования задолженности физических лиц по потребительским микрокредитам.

В планах ассоциации подписание меморандума между ее участниками о снижении уровня просроченной задолженности путем списания и качественной реструктуризации проблемных микрокредитов.

 Также стоит отметить, что принятый законом запрет на выдачу онлайн микрокредитов без проведения биометрической идентификации клиента способствовал снижению мошеннических операций и созданию более устойчивой и защищенной цифровой инфраструктуры МФО.

Формирование базовых знаний у населения в области финансовой безопасности является важным элементом системы превентивных мер против мошенничества при кредитовании. Поэтому одновременно с применением биометрической идентификации и других регуляторных инструментов необходимо повышать финансовую грамотность населения.

АМФОК также проводит работу в этом направлении. К примеру, в 2024 г. ведущие микрофинансовые организации «КМФ», «Арнур Кредит», «Азиатский Кредитный Фонд» и «ОнлайнКазФинананс» поддержали республиканский проект, реализуемый партией «Аманат» под названием «Қарызсыз қоғам», направленный на повышение финансовой грамотности граждан, содействие в урегулировании проблемной задолженности по банковским займам и микрокредитам.

Кроме того, в текущем месяце АМФОК планирует подписать с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка меморандум о взаимном сотрудничестве, в рамках которого, при финансовой поддержке членов ассоциации, будет реализован медиа-план предусматривающий привлечение блогеров для выпуска информационных роликов, подкастов в социальных сетях, серии телепередач и других обучающих материалов на ведущих республиканских телеканалах и информационных площадках на тему финансовой грамотности и защиты граждан от мошенников.

Исходя из вышесказанного, АМФОК продолжит выполнять координирующую функцию между МФО и государственными органами, в целях эффективной реализации положений данного закона.

В свою очередь, пользуясь случаем, позвольте донести позицию членов Ассоциации по основным проблемным вопросам и озвучить предложения, которые могут быть полезны при последующем принятии законов, регулирующих микрофинансовую деятельность.

  1. При введении ограничений по потребительским беззалоговым кредитам физических лиц просим не распространять их автоматически на сферу предпринимательского микрокредитования, в которой отсутствуют риски закредитованности и роста проблемной задолженности.
  2. При дальнейших ограничениях сферы потребительского беззалогового кредитования одновременно необходимо создавать меры стимулирующего характера для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
  3. Частые и непрогнозируемые изменения в законодательстве создают высокие регуляторные риски, что в свою очередь негативно влияет на инвестиционную привлекательность сектора микрокредитования и, соответственно, сужает источники фондирования. В итоге, это может привести к стагнации сферы микрокредитования малого и среднего бизнеса, переходу заемщиков традиционно получавших предпринимательские микрокредиты от классических МФО в сектор потребительского кредитования или к теневым ростовщикам, так как эти субъекты предпринимательства будут лишены возможности финансирования своего бизнеса из традиционных источников;
  4. Для МФО необходимы более длительные сроки вступления в силу норм законодательства в переходных положениях для их внедрения и правоприменения. Большинство МФО ограничены в ресурсах и не имеют одинаковой возможности с банками для адаптации своих бизнес-процессов и процедур к новым регуляторным условиям.

 

И, в заключение, считаем необходимым подчеркнуть, что принятие закона по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков и совершенствования регулирования финансового рынка оказалось крайне актуальным и своевременным шагом на фоне роста кредитных рисков и повышения уязвимости потребителей финансовых услуг.

 

 

 

Благодарим за внимание!   

Другие новости