Вступить

Бой с несуществующей тенью

На прошлой неделе Сенат Парламента Казахстана рассматривал поправки в законодательство, регулирующие в числе прочих кредитование физических лиц. Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка печется о просроченной задолженности физических лиц перед микрофинансовыми организациями. Хотя около 89% кредитов, переданных коллекторам, принадлежат банкам. Кому выгоден бой АРРФР с несуществующей тенью?!

Недавно финансовый портал LS со ссылкой на АРРФР сообщил, что на первое апреля банки и МФО передали коллекторам 915 тыс. договоров на 444 млрд тенге. Из общего объема задолженности около 89%, или 395 млрд тенге, составляют обязательства перед банками; 5%, или 24 млрд тенге, – перед микрофинансовыми организациями; 6%, или 25 млрд тенге, – перед иными организациями.

При этом, по данным Нацбанка, на первое мая просрочка по банковским ссудам составила 631,3 млрд тенге. Наибольшая задолженность приходится на непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность – 390 млрд тенге. Далее следует оптовая и розничная торговля, где этот показатель сократился на 43,6%, до 93,2 млрд тенге.

Стоит отметить, что потребительское кредитование остается основным драйвером розничного кредитования. При этом темп роста портфеля потребительских кредитов в апреле замедлился до 35,6% против 37,9% в январе, тогда как годовой прирост ипотечных кредитов ускорился до 49,8%.

Несмотря на внешнее благополучие АРРФР ужесточает условия заимствования. Так, в рамках действующей редакции Закона о микрофинансовой деятельности предусмотрены особые условия выдачи физическому лицу микрокредита на сумму до 50 МРП и на срок до 45 дней. Например, ограничено предельное значение вознаграждения по микрокредиту и размер неустойки.

Мадина Абылкасымова представила законопроект по развитию страхового рынка, РЦБ и банковской деятельности

«Для сокращения долговой нагрузки заемщиков микрофинансовых организаций предлагается ограничить долговую нагрузку заемщиков путем сокращения размера переплаты по микрокредиту в два раза – со 100% до 50% от суммы микрокредита», – сообщила в Парламенте глава АРРФР Мадина Абылкасымова.
«Считаем эти меры очень своевременными и нужными. В то же время, чтобы не выплеснуть с водой ребенка, необходимо, на наш взгляд, также обеспечить баланс между интересами заемщиков и кредиторов. Выступая на VI заседании Национального совета общественного доверия, глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отметил, что: «Необходимо принять взвешенные меры для поддержки заемщиков без ущерба финансовому сектору». Жесткие перегибы в сфере потребительского кредитования могут нести угрозу расширения сферы нелегальных кредиторов, аферистов и мошенников, так как потребность в кредитных ресурсах у населения запретительными мерами урегулировать сложно», – комментирует председатель ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» (АМФОК) Ербол Омарханов.
По информации АМФОК, до 80% кредитов МФО в Казахстане выдаются на предпринимательские цели, а не на потребительские.

«Чуть более 2 млн граждан нашей страны относится к категории самозанятой части населения, не имеющей официально подтвержденных доходов. Это значит, что кредиты такие граждане получить уже не смогут в официальных кредитных организациях, чем могут воспользоваться теневые кредиторы, предлагающие свои услуги уже сейчас. Последствия от этого могут быть куда более серьезными», – подчеркивает собеседник.
Банки уже отреагировали, и, согласно опросу НБ РК, финансисты ужесточили требования в сегменте беззалогового и залогового кредитования. Более того даже, «банки начали пересматривать пороговые значения скоринговых моделей продуктов».

«Не думаю, что у нас есть проблема закредитованности населения, у нас есть проблема низких доходов населения. Пока у людей не будет достаточно средств на достойную жизнь, люди всегда будут брать ссуды и жить в долг. И если регулятор усложнит доступ к заемным ресурсам в банках, то люди уйдут в неофициальное поле, будут процветать так называемые loan sharks – акульи займы», – поясняет собеседник.
Loan sharks буквально переводится как «кредитные акулы». Этот термин применяется к теневым ростовщикам, которые выдают ссуды под очень высокие процентные ставки, не имея при этом лицензии регулятора. Такие кредиторы часто работают из дома или в интернете и не предоставляют документов, необходимых для подтверждения заключенного с ними договора.

В последнее время регуляторы, полицейские и частные финансовые институты все чаще предупреждают казахстанцев о мошеннических операциях, связанных с кредитами. Прямых свидетельств о том, что ужесточение АРРФР связано с резким всплеском действий аферистов, конечно, нет. Но сегодня из-за мошенников доверчивые люди вместо кредита лишаются последних средств.

Как распознать лже-кредитора? Есть несколько характерных черт.

Фиктивная лицензия. Мошенники размещают на сайте якобы копию лицензии, чтобы вы им доверились. Но при сверке с регулятором вы либо не найдете такую кредитную организацию, либо обнаружите, что номер принадлежит другой финансовой структуре.
Сомнительное название. Название сайта мошенников может быть очень похоже на название настоящего банка или МФО. Они могут копировать логотипы и дизайн известных сайтов банков или МФО.
Нет отчетности. Вы вряд ли найдете на сайте открытую информацию о работе организации, которую обязаны публиковать банки на своих сайтах: уставные документы, финансовую отчетность, рейтинговые оценки.
И еще: чаще всего лже-банки не имеют юридического лица и вообще какой-либо правовой формы. А значит, вычислить мошенников будет практически невозможно.
История потребительского кредита – достаточно молодое направление в банковском бизнесе нашей страны. Поэтому финансисты многое делают впервые. В АРРФР решили не изучать успешный опыт потребительских кредитов США и ЕС, а просто взять и максимально ужесточить условия заимствования обычным людям.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Другие новости