IX Конгресс финансистов казахстана

 

Панельная сессия IX Конгресса финансистов Казахстана:
«Новые возможности для развития микрофинансирования»

Модератор: Е. Омарханов, Директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана

Спикеры:
1. Нурлан Абдрахманов - заместитель Председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка
2. Раушан Курбаналиева – Председатель правления МФО «Арнур Кредит»
3. Руслан Омаров – Генеральный директор ТОО «Первое кредитное бюро»
4. Альмира Сагатова – Председатель ОЮЛ «Ассоциация кредитных товариществ АПК»
5. Хольгер Вифель - Региональный директор Группы поддержки малого бизнеса ЕБРР

Новые стратегии на рынке микрофинансирования, трансформация бизнес-моделей и сервиса, новые точки роста, диджитализация рынка, коллаборации и партнерства, конкуренция с финтех сегментом и финансовыми экосистемами

 ф

 

Сектор микрофинансирования постоянно находится в процессе трансформации бизнес-моделей, поиска новых подходов и стратегий, а в последние 5 лет активно двигается в сторону развития финансовых технологий. На наш взгляд, в микрофинансовой отрасли происходит больше всего изменений так как она очень гибкая, находится в непосредственном контакте с клиентами. МФО работая «в поле» способны быстро перестраивать свои продукты ориентируясь на потребности заемщиков, их финансовое самочувствие и текущую макроэкономическую ситуацию.  

Если раньше МФО работали преимущественно в сегменте предпринимательских займов, то сейчас мы готовы предоставить клиенту более широкий спектр услуг – это товарные и автокредиты, потребительские займы, в оффлайн и онлайн формате. Уровень компетенции МФО растет и в бизнесе, и в риск менеджменте, и в применении цифровых технологий. МФО развиваются вместе с клиентами и в других направлениях.

С 2020 года было положено начало новому этапу развития МФО. Все субъекты микрокредитования (ломбарды, кредитные товарищества, онлайн-кредиторы) объединены под общим названием ООМФД и включены в периметр регулирования АРРФР.

Период адаптации сектора к новому регулированию микрофинансовой деятельности совпал с локдауном, необходимостью предоставления наравне с банками отсрочек по микрокредитам населению и бизнесу, общим спадом предпринимательской активности и уровня потребления. Микрофинансовый рынок выдержал и прошел проверку на прочность, продемонстрировав в этих условиях устойчивую динамику роста. К примеру, по итогам 9 месяцев 2021 года совокупный кредитный портфель всех организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, увеличился на 27,8% и составил 1 317,6 млрд тенге (https: kursiv.kz).  Некоторые крупные компании в этом году получили рейтинги от международных агентств, что повысило их инвестиционную привлекательность и облегчило доступ к рынкам капитала.

Необходимо отметить, что все эти результаты были бы невозможны без соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия для развития МФО. Финансовым регулятором была проделана большая работа в этом направлении.  

фот

Для микрофинансового сектора, как и для многих субъектов бизнеса, в период распространения пандемии, вскрылись слабые стороны и обнажились уязвимые места. Однако любой кризис — это еще и новые возможности, поэтому этот «идеальный шторм» способствовал еще более активному движению МФО в сторону внедрения цифровых решений и финансовых продуктов. Стало очевидным, что неизбежный процесс диджитализации финансовых продуктов, развитие дистанционных каналов обслуживания — это объективная необходимость, определяющая позиции МФО на рынке кредитования в условиях высокой конкуренции.

В связи с этим, в последнее время наблюдается расширение сферы сотрудничества МФО с платежными организациями, банками, сервисными компаниями, финансовыми экосистемами, предлагающими технологичные, цифровые решения. 

К примеру, МФО стали активнее внедрять в свои процедуры сервисы по электронному документообороту, увеличивать скорость оформления и выдачи займа, повышать качество андеррайтинга через усовершенствование программного обеспечения.

Также некоторые крупные финтех МФО разрабатывают и успешно внедряют мобильные приложения позволяющие получать доступ к оборотам клиента от предпринимательской деятельности, вести управленческий и налоговый учет. Для стимулирования выхода из тени самозанятых граждан осуществляющих деятельность в сфере МСБ им предлагаются более низкие ставки вознаграждения по микрокредитам если заемщик пользуется такими программами и приложениями, дает доступ к своим оборотам и фискальному учету. С учетом этого, МФО также выполняют важную государственную задачу по повышению прозрачности субъектов МСБ. 

Пандемия в целом поменяла подходы клиентов, растет запрос на иные финансовые услуги, которые МФО могут оказывать в рамках действующего законодательства. К примеру, МФО проявляют интерес к факторингу, продаже электронных денег. На рынке МФО уже есть опыт осуществления факторинговых операций.  

Новые точки роста представляются участникам сектора МФО через предоставление дополнительных возможностей и функций. В настоящее время идет обсуждение предложений сектора МФО по наделению их правом совмещения функций платежной организации с возможностью выдачи микрокредита электронными деньгами на электронные кошельки заемщиков, минуя банковские комиссии. По аналогии социальных электронных кошельков, через которые выплачиваются социальные пособия.  Надеемся, что данная опция также будет доступна МФО в скором будущем.

В завершение хотелось бы сказать, что при трансформации бизнес-моделей МФО, внедрении новых стратегий не стоит забывать о главной миссии и цели микрофинансирования - социальное воздействие, стимулирование предпринимательской деятельности и содействие улучшению условий жизни населения. Это базовый ориентир, к которому должны стремиться все организации осуществляющие микрофинансовую деятельность.

Другие новости »

 

Высший орган управления Ассоциации -
Общее собрание членов АМФОК
Орган управления Ассоциации -
Совет Директоров АМФОК
Сертификаты АМФОК
© 2019 Создание сайта AWStudio