Kazpravda.kz: Время перемен для рынка МФО

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН ДЛЯ РЫНКА МФО

фото Жусупов Ш.А

Рубеж 2020–2021 годов стал уникальным для микрофинансового рынка Казахстана и вместил в себя несколько событий и тенденций, которые серьезно повлияли на деятельность МФО: это внедрение обязательной регуляции на рынке, а следом и лицензирования. Пандемия и связанные с ней ограничения для населения и бизнеса также наложили сильный отпечаток на поведение игроков. Как с этим вызовами справляется рынок и его крупнейший участник – МФО KMF, прокомментировал Председатель Правления Шалкар Жусупов

– Участники рынка МФО с марта обязаны иметь лицензии. Ранее в 2012 году был принят Закон «О микрофинансовых организациях», где было впервые закреплено само понятие «микрофинансовая организация» и введено требование о регистрации в реестре НБ РК, а с 1 января 2016 года все микрокредитные компании стали вне закона. Таким образом, за довольно короткий период рынок прошел путь от формирования понятия «микрофинансирование» до отчетности регулятору, которая не сильно отличается от БВУ. Шалкар Амангосович, как вы оцениваете это развитие?

– Это логичное и последовательное развитие, как в интересах заемщиков, так и тех участников рынка, кто работает в рамках закона. Хочу отметить системное стремление Национального банка и Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка к снижению рисков мошенничества для граждан, построению прозрачного сектора с оптимальным количеством участников. Это находит отражение в развитии законодательства, что я, как профессионал, который и ранее всегда высказывался за развитие сектора в правовом поле, могу только приветствовать. Действительно уже больше года рынок МФО – это не только классические микрофинансовые организации, как наша, ориентированные на кредитование мелкого бизнеса в регионах и выстраивающие долгосрочные отношения с заемщиками. Теперь это и онлайн-компании, ломбарды и кредитные товарищества, которые решением регулятора поместили в ту же законодательную среду МФО и которые ранее в нее не входили и вообще не попадали под регуляцию. Для самих новичков попадание под регуляцию и резко выросшие требования к капиталу, персоналу, финансовой отчетности и оформлению договоров с заемщиками оказало негативное влияние, поскольку многие после этого вынуждены были уйти с рынка. Те, кто остались, стали более привлекательными и прозрачными для заемщиков. За счет вхождения новых игроков уровень конкуренции значительно повысился, а объем рынка микрокредитов вырос как минимум на 42%. С другой стороны, новые законодательные нормы расширили возможности сектора МФО по кредитованию в онлайне, была увеличена максимальная сумма микрокредита до 50 миллионов тенге. Также у МФО появилась возможность выпускать облигации и участвовать в операциях РЕПО на фондовой бирже. Последней возможностью KMF сразу воспользовалась. На биржу планируем выйти после стабилизации экономической ситуации.

– Сейчас время завершения аудиторских отчетов. Каким был для KMF 2020 год с финансовой точки зрения?

 – В марте 2020 года Казахстан вплотную столкнулся с пандемией и ограничением деловой активности. Эти обстоятельства серьезно затормозили рост клиентской базы и кредитного портфеля. Заемщики KMF – это в большинстве своем мелкие предприниматели, живущие на селе. Для них подобный шок стал особо чувствительным и потребовал особого внимания. В апреле из-за режима ЧП наши выдачи упали в 18 раз по сравнению с февралем. Встал вопрос быстрого создания онлайн-канала продаж. В короткий период мы запустили мобильное приложение, благодаря которому клиенты могли подать заявку на микрокредит, получить его на банковскую карту, вносить ежемесячные платежи. Сейчас приложение постоянно дополняется новыми функциями, имеет свыше 180 тысяч пользователей. В результате мы смогли удержать кредитный портфель и даже немного выросли, в то же время клиентская база сократилась на 20 тысяч заемщиков – мы видим, что большинство из них закрыли кредиты и временно остановили свою деятельность. В целом компания стабильно пережила прошлый год. Самое главное, мы смогли сохранить основную клиентскую базу в лице микропредпринимателей в сельской местности, обошлись минимумом сокращений персонала, выплачиваем все налоги и обязательства перед своими сотрудниками. Несмотря на пандемию, мы вошли в список 300 крупнейших налогоплательщиков страны.

– Какие меры KMF предпринимала, чтобы облегчить долговую нагрузку на своих заемщиков в период серьезных ограничений?

– В период ЧП KMF приняла участие в реализации Указа Президента о предоставлении отсрочки сроком на 90 дней. Мы отменили пени при просрочке, возникшей по причине введения ЧП. Всего отсрочку предоставили более 127 тысячам клиентов, и них 73 000 предпринимателей. Также в апреле запустили программу поддержки заемщиков. За несколько дней мы создали возможность получить новый кредит на льготных условиях на поддержку бизнеса, а также подать заявление на отсрочку кредита через наше мобильное приложение. В августе 2020 обновили эту программу, значительно расширив ее инструментами, которые призваны смягчать снижение деловой активности. В том числе реализовали Программу субсидирования ставок для женщин-предпринимательниц. В общей сложности меры поддержки затронули порядка 100 тысяч заемщиков KMF, из них 63,5 тысячи – это женщины, многим своевременная помощь помогла сохранить бизнес.

 – Каким образом KMF привлекает финансирование и работает с инвесторами?

– Из-за пандемии рынок микрофинансирования столкнулся с дефицитом средств для дальнейшего развития. Но здесь нам очень помогли международные партнеры и инвесторы: ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, французское агентство развития, швейцарские и австрийские фонды развития. Благодаря безупречной деловой репутации, финансовой прозрачности, KMF привлекла рекордный в своей истории годовой объем инвестиций – около 100 миллионов долларов, а также около 15 миллиардов тенге от местных финансовых институтов. Также мы продолжим сотрудничество с нашими давними партнерами в области фондирования из Европы, в первую очередь с ЕБРР. Все это напрямую будет положительно сказываться на наших заемщиках, которые могут быть уверены в стабильном и доступном кредитовании.

– В обществе сложилось мнение, что микрокредит – это очень дорого. Насколько привлекательны микрокредиты для сельчан?

 – Большая часть заемщиков берет небольшие суммы в пределах 1–2 миллионов тенге на 6–9 месяцев. Хотя есть и достаточно крупные хозяйства, которым требуются десятки миллионов для закупа кормов, сельхозтехники. Законодательно мы можем выдавать до 50 миллионов тенге. У нас нет скрытых комиссий и других платежей, страхования. По факту обслуживание такого кредита обходится не дороже, чем в банке. Здесь мы не говорим о городском жителе, у которого есть возможность получить средства в 10 банках на выбор. Около 55% микрокредитов выдаем индивидуально, а остальные получают в рамках группового кредитования. Для многих сельчан без официального дохода и твердого залога это единственная возможность получить кредит и расширить бизнес.

 – Учитывая, что МФО работает в основном на селе, насколько актуальны проблемы с наймом?

– Мы ежегодно трудоустраиваем сотни выпускников в райцентрах и крупных селах, где есть наши отделения. Основа трудового коллектива – кредитные эксперты, составляющие до половины от 1 700 сотрудников компании. Эта должность, по сути, позволяет осуществить мечту любого студента: получить стабильную и хорошо оплачиваемую работу с возможностью карьерного роста вплоть до руководителя областного филиала. Стажеров приходится серьезно доучивать, вкладывая немалые средства. Компания имеет собственный тренингцентр и обучает по собственной методике всех, кто прошел собеседование. Базовым образованием должно быть высшее, предпочтение отдается экономическому и финансовому. Это хороший социальный лифт для молодого специалиста. По данным исследования шведской компании Universum, казахстанские студенты включили KMF в рейтинг тор-100 работодателей по итогам 2020 года. KMF заняла 60-е место в направлении «Бизнес». Исследование привлекательности работодателей проводится в 50 странах мира. В опросе приняли участие около 7 тысяч студентов из 38 вузов. Для нас это было важным моментом признания среди молодежи.

– Кризисы – время для новых проектов. Вы согласны с этим?

– Безусловно. Для KMF каждый сложный период такое время. Нынешний кризис стал мощным драйвером для развития компании. Многие проекты были реализованы в кратчайшие сроки, хотя изначально на них закладывалось гораздо больше времени: удалось безболезненно для клиентов и без сбоев перевести большую часть персонала на удаленный режим работы, запустить автоматический скоринг по заявкам клиентов, мобильное приложение. Запущен впервые в Казахстане в сотрудничестве с ЕБРР новый продукт – микрокредит на энергоэффективное оборудование для обновления основных средств в бизнесе. Стимулом для приобретения стал механизм возврата до 15% средств от стоимости покупки.

 – Какими вы видите перспективы микрокредитования в 2021 году?

– Еще в прошлом году Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил внедрить обязательное лицензирование всех организаций МФО. Своевременный и логичный шаг на пути становления рынка микрокредитования в такой же прозрачный, отчетный и регулируемый сектор, каким являются БВУ. Для KMF процесс получения лицензии занял два месяца, несмотря на наш опыт и высокие корпоративные стандарты отчетности. Предполагаю, что небольшим компаниям, ранее бесконтрольно выдававшим займы в Интернете, или несетевым ломбардам лицензию получить не удастся. С другой стороны, рынок микрофинансирования станет более привлекательным для прозрачных и добросовестных компаний.

– Как KMF будет реагировать на усиление конкуренции в секторе?

– С начала года компания перешла на использование нового логотипа – четыре ромба – «пикселя», которые продолжают традицию поддержки предпринимателей и символизируют трансформацию компании на принципах цифровизации. В целом приложение KMF становится ключевым ядром новой стратегии цифровизации МФО и нацелено на удовлетворение потребностей всех казахстанцев в финансовых средствах. Планируем запустить автоматический центр принятия решений по выдаче кредитов и повысить долю онлайн-выдач к концу 2021 года до 20% с нынешних 9% (при том, что основная масса клиентов у нас – сельские жители), что также составит серьезную конкуренцию в секторе онлайн-компаний. Компания ставит целью в ближайшие 2–3 года довести объем безналичных выдач до 50%, а объем погашений – до 70%, выдавать автокредиты на покупку бюджетных авто в регионах, в том числе и нашим действующим заемщикам-предпринимателям. У нас по-прежнему самая широкая среди МФО филиальная сеть. Мы открыты для всех казахстанцев и готовы предоставлять доступное финансирование, как для личных нужд, так и для развития бизнеса: мелких предпринимателей и сектора МСБ.

 фот

Источник: Казахстанская правда

 

Другие новости »

 

Высший орган управления Ассоциации -
Общее собрание членов АМФОК
Орган управления Ассоциации -
Совет Директоров АМФОК
Сертификаты АМФОК
© 2019 Создание сайта AWStudio