Kapital.kz: Слияния на рынке МФО: кто готов?

 

Слияния на рынке МФО: кто готов

Изменения, внесенные в Закон РК «О микрофинансовых организациях», вызвали положительную оценку рынка, хотя и могут привести к реструктуризации на нем, заметил в начале недели во время встречи с журналистами директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана Ербол Омарханов. Некоторые игроки к этому готовы. На вопрос корреспондента «Капитал.kz» о том, что он думает о возможном слиянии МФО, председатель правления микрофинансовой компании KMF Шалкар Жусупов ответил: «Мы бы сказали компаниям welcome, мы готовы рассмотреть вас (для покупки – Ред.)».

Комментируя перспективу укрупнения рынка микрокредтования, Шалкар Жусупов отметил, что нужно, чтобы на нем было хотя бы 2-3 крупных компании, которые бы занимали долю в 50%, а остальные 50% были бы поделены между другими игроками.

«Если бы сектор был представлен несколькими компаниями, то, наверное, посыл о том, что надо расширить возможности МФО, не ограничивая их только одним кредитованием, был бы услышан. Но кроме нас это сейчас никому не нужно, поэтому только наш голос ничего не значит»,  – пояснил наш собеседник. 

В принципе, поправки в микрофинансовом законодательстве хороши даже не тем, что благодаря им Нацбанк будет регулировать деятельность ломбардов и онлайн-компаний, а тем, что информация о всех клиентах этих структур будет в обязательном порядке предоставляться кредитному бюро.

«Сейчас они приходят к нам, и мы можем не знать, что у них уже есть займы, с начала следующего года рынок будет располагать такими данными», – пояснил глав KMF.

В целом, сектор МФО позитивно воспринял принятый закон как раз потому, что теперь рынок будет работать прозрачнее, сказал в свою очередь директор АМФОК Ербол Омарханов.

На фото Ербол Омарханов

«С 1 января следующего года МФО смогут оценивать платежеспособность заемщиков на основании их кредитной истории», – заметил он.

Кроме того, благодаря принятому закону клиенты ломбардов, кредитных товариществ и компаний по выдаче онлайн-займов могут обратиться к регулятору за защитой своих прав, если они будут нарушены. До принятия закона у них не было такой возможности. Но некоторые из его положений могут привести к укрупнению микрофинансовых компаний. На сегодняшний день около 50% МФО обладают уставным капиталом от 30 до 50 млн тенге, и утвержденное законодательными поправками увеличение минимального уставного капитала до 100 млн тенге вынудит те компании, которые не смогут докапитализироваться, объединиться, а других, возможно, покинуть сектор.

«Мы полагаем, что повышение минимального размера уставного капитала будет способствовать укрупнению небольших по активам МФО, а также уходу из этого бизнеса тех участников, которые не смогут обеспечить соблюдение новых требований. Соответственно, количество МФО в стране может сократиться», – сказал Ербол Омарханов.

Согласно закону, с 1 января по 1 июня 2020 года уставный капитал МФО должен составлять 30 млн тенге, ломбардов – 10 млн тенге, а с 1 июля 2020 года по 1 июля 2021 года для МФО размер уставного капитала уже должен подрасти до 50 млн тенге, для ломбардов – до 20 млн тенге, к 1 июля 2022 года для МФО он должен составлять 100 млн тенге, для ломбардов – 50 млн тенге.

«Те МФО, которые не смогут выполнить требования по уставному капиталу, могут перейти в ломбардную деятельность или в сферу онлайн-кредитования», – озвучил еще один вариант развития событий спикер и добавил, что сейчас трудно прогнозировать, сколько компаний могут вообще закрыть свой бизнес.

С тем, что сектор МФО сократится, согласен глава микрофинансовой компании Solva Марат Бекжанов.

«Есть даже практические примеры этого. Когда в 2015 году вступили в силу изменения в закон  «О микрофинансовых организациях», они обязывали микрокредитные организации пройти государственную перерегистрацию до 1 января 2016 года и стать МФО с обязательным наличием уставного капитала не менее 30 млн тенге. В результате количество компаний в тот период значительно сократилось – более чем в два раза. По сути то же самое произойдет и после 1 января 2020 года. МФО будут обязаны либо уйти с рынка, либо объединяться для выполнения и соблюдения новых нормативов по уставному капиталу», – сказал глава Solva.

Интересно выглядит и другая норма закона: установлено предельное значение коэффициента долговой нагрузки в размере 50% от совокупного официального дохода заемщика.

«Мы приветствуем эту меру, потому что считаем, что нужно ограничивать закредитованность населения. В отношении получателей адресной социальной помощи предлагается осуществлять расчет КДН исключительно на основании официальных данных о доходах. Но размер КДН пока еще не установлен», – сделал оговорку Ербол Омарханов.

Введение некоего коэффициента – правильное решение, считает глава KMF.

«В последнее время мы видим, что какие-то клиенты, сталкиваясь со сложными ситуациями, обращаются в Национальный банк, который затем пишет нам, чтобы мы разбирались. Когда начинаем анализировать, то видим, что дали кредит больше той суммы, которую стоило выдать», – признал Шалкар Жусупов.

На фото Шалкар Жусупов

Введение КДН стало ожидаемым шагом со стороны регулятора, заметил Марат Бекжанов.

«Хорошо это или плохо, сейчас сложно сказать, но ясно, что в следующем году появится некая доля населения, отрезанная от официальных и регулируемых источников кредитования. Ни для кого не секрет, что в РК есть существенная доля работоспособного населения с неофициальными источниками доходов, и с внедрением КДН она будет отрезана от кредитования», – сказал наш собеседник.

Отвечая на вопрос о том, какой процент клиентов может потерять конкретно KMF после введения КДН, он привел в пример списание долгов по потребительским беззалоговым займам в связи с поручением президента. 

«Из 250 тыс. наших клиентов под списание попала 21 тыс. заемщиков. Оказалось, что средства на развитие бизнеса получили около 15 тыс. заемщиков, у них низкий NPL и в принципе по ним можно было не делать списание», – отметил Шалкар Жусупов.

А 5800 клиентов, которые были в списке получателей адресной социальной помощи, брали займы в KMF и погашали их за счет своих пенсий и пособий. В результате портфель компании сократился на это количество клиентов. Возвращаясь к теме КДН, наш собеседник добавил, что сейчас в возглавляемой им компании он составляет 70%, а к концу нынешнего года будет поэтапно снижен до 50%.

Еще один положительный момент в том, что с нового года размер займов, которые МФО могут выдавать своим клиентам, может доходить до 20 тыс. МРП или 50,5 млн тенге. На сегодняшний день он может достигать только 8 тыс. МРП, а это 20,2 млн тенге.

«Для МФО расширится круг потенциальных заемщиков и в него будет входить не только малый, но и средний, крупный бизнес», – заметил глава АМФОК.

Максимальный размер микрозаймов в ломбардах под залог может доходить до 8 тыс. МРП или 20 млн тенге.

Также с нового года для всех игроков микрофинансового сектора будут универсальные требования по предельному размеру годовой эффективной ставки вознаграждения, сейчас он составляет 56% для МФО, в то время как у онлайн-компаний 100% годовых. Теперь такого не будет – общая планка установлена на уровне 56% в год.

Кроме того, закон запрещает участникам рынка микрофинансирования взимать комиссии, вознаграждение и любые другие платежи, связанные с выдачей и обслуживанием займов.

Новые возможности компаний в связи с принятым законом касаются их права создавать акционерные общества, которые более прозрачны в своей работе.

«Для иностранных инвесторов такая форма более понятна и это положительно для МФО. Кроме того, МФО с нового года могут выпускать облигации, заниматься лизинговой деятельностью», – сообщил Ербол Омарханов.

Кроме того, вводится новая формула расчета годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) по микрокредитам. Если по методу расчета МФО это просто вычисление дохода клиента, то по банковской формуле, которая теперь будет действовать и для МФО, производится дисконтирование всех денежных потоков, что делает ГЭСВ выше. Для микрокредитов на срок до 45 календарных дней на сумму, не превышающую пятидесятикратный размер МРП, предельное значение ГЭСВ будет установлено нормативным правовым актом Нацбанка, но он сейчас находится в стадии разработки.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения» подписан 3 июля 2019 года. Согласно ему, с 2020 года под дифференцированную систему регулирования подпадают организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность: МФО, онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды.

Другие новости »

 

Высший орган управления Ассоциации -
Общее собрание членов АМФОК
Орган управления Ассоциации -
Совет Директоров АМФОК
Сертификаты АМФОК
© 2019 Создание сайта AWStudio