Задать вопрос
Опрос
Отвечает ли новое законодательство (закон, подзаконные НПА) ожиданиям и потребностям участников рынка
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
Информация для членов АМФОК
логин:
пароль:

Курсы валют: курс доллара, курс евро

Микрофинансовые организации в Казахстане так и не превратились в источник доступного кредитования для населения

Изменит ли ситуацию государственное регулирование этой сферы, включая ограничение процентных ставок по микрокредитам?
В январе безработица в Казахстане увеличилась на 0,1% по сравнению с декабрем прошлого года. Теперь ее общий показатель составляет 5,5%. По меркам развитых стран это просто предел мечтаний. Например, в США и Великобритании безработица превышает 8%, а средний уровень безработицы в странах ЕС – более 10%. При этом в некоторых государствах она очень низкая, например в Австрии – около 4%. Кстати, это одна из немногих стран, где ситуация с занятостью лучше, чем в Казахстане. А вот в других государствах положение с безработицей близко к критическому. Печальное лидерство удерживает Испания, где безработица достигла почти 23%. В поисках работы сейчас пять миллионов испанцев.По прогнозам, в этом году в Европе ситуация на рынке труда будет только ухудшаться. Компании либо сокращают работников, либо не нанимают новых сотрудников. На стимулирование создания новых рабочих мест правительства стран ЕС планируют выделить до 80 млрд евро.
На фоне призрака безработицы, шастающего по Европе, в Казахстане этой проблемы практически не существует. Наш показатель 5,5% больше похож на статистическую погрешность. Почему же тогда глава государства Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана поставил на первое место именно занятость населения? Да потому что официальные показатели совершенно не отражают истинного положения дел. Стране нужны не мифические проценты, а реальные рабочие места».
К 2020 году мы должны трудоустроить на качественную работу полтора миллиона человек», – заявил президент. Эти рабочие места нужны в первую очередь людям, которые относятся к категории самозанятых. Их количество оценивается в 2,7 млн человек, и они проходят мимо официальной статистики. Именно в этом заключается главная социальная проблема казахстанской безработицы. В программе «Занятость-2020» она впервые получила официальное признание со стороны государства. Многие меры, которые содержатся в этой программе, направлены на трудоустройство самозанятых. В прошлом году данная программа прошла обкатку в пилотном режиме, а с нынешнего года глава государства поручил правительству и акимам начать ее полноценную масштабную реализацию. «Речь также идет об обеспечении микрокредитами тех, кто работает на селе», – отметил он.Согласно правилам которые утвердило правительство, ресурсы для микрокредитов предоставляются из республиканского бюджета. Деньги передаются в кредит местным органам власти по символической ставке 0,01%. Затем акиматы выдают кредит уполномоченной региональной организации. Та в свою очередь кредитует микрофинансовые организации. И только от них микрокредиты выдаются непосредственным получателям. Иными словами, деньги проходят через четырехступенчатую «систему передачи».
По правилам выдача микрокредитов, размер которых не превышает 3 миллиона тенге, допускается только для организации или расширения собственного дела и пополнения оборотного капитала. Нельзя давать деньги на потребительские цели, погашение предыдущих займов, на покупку жилья, а также на ведение торговли. Самое уязвимое место всей этой системы – отсутствие четких требований к деятельности микрофинансовых организаций (МФО).
В нынешнем году на микрокредитование планируется выделить около 12 млрд тенге. Все эти деньги пройдут через МФО, у которых фактически нет правового статуса – закон о них лишь недавно внесен в парламент. Он предусматривает, что «вольница» в сфере микрокредитования скоро закончится. Государство будет регулировать МФО, устанавливая минимальный размер капитала.
Также вводятся довольно жесткие требования для открытия МФО. Для этого нужно предоставить государству целый пакет документов, включая бизнес-план, в котором должно указываться: где МФО возьмет деньги, какие проекты оно намерено кредитовать и какие доходы и расходы оно ожидает в ближайшие три года. В каждом МФО должны быть утверждены правила предоставления микрокредитов. Они войдут в систему кредитных бюро, то есть на заемщиков будут заводиться кредитные досье.
Правительство полагает, что госрегулирование МФО давно назрело, поскольку эта сфера превратилась в теневой банковский оборот. Здесь вращаются «серые» деньги, при этом ущемляются права как государства, которое теряет поступления в бюджет, так и заемщиков. Большинство экспертов соглашаются с тем, что нужны четкие правила игры. Однако с принятием закона число МФО может сократиться, а процедура микрокредитования усложнится. В результате микрокредиты, которые для большого слоя населения являются единственным источником финансирования, станут менее доступными.
Тем не менее, главная проблема – это вовсе не процедура выдачи микрокредитов, а ставка вознаграждения по ним. Изначально предполагалось, что суть микрокредитования заключается не столько в бизнесе, сколько в поддержке малообеспеченного населения, чтобы дать им шанс начать свое дело. Но на практике микрокредитование стало обычным ростовщичеством, и нормы прибыли здесь даже выше, чем в банках, которые мы привыкли упрекать в жадности. Вознаграждение по займам зачастую доходит до 50–60% годовых! Но теперь власть хочет умерить аппетиты МФО. В проекте закона предусмотрено, что размер годовой эффективной ставки вознаграждения по микрокредиту не должен превышать предельного размера, определенного государством. Конечно, еще неизвестно, какой размер установит правительство, но понятно, что оно постарается значительно сократить его. С другой стороны, следует понимать, что одним административным способом нельзя удешевить микрокредиты. Ведь высокие проценты – это плата за риск. МФО заранее закладывают в ставку вознаграждения свои возможные убытки от невозврата кредитов частью заемщиков. Спрос на микрокредитование есть у самозанятых и безработных, желающих заниматься мелким бизнесом. Спрос-то есть, но должны же быть и возможности наладить этот бизнес. А если учесть, что государство не будет поддерживать микрокредитование торговли, то задача усложняется. Ведь заработать на производстве товаров и оказании услуг, особенно на селе, не так-то просто.
Поэтому меры по поддержке самозанятых не должны ограничиваться микрокредитованием. Одновременно должно вестись обучение людей и создание условий для сбыта ими своей продукции, что крайне важно в отдаленных населенных пунктах. В противном случае программа микрокредитования рискует превратиться в разновидность пособий.

Тимур ИСАЕВ, Астана
Источник: Сайт газеты «Экспресс К»

Ссылка на статью: http://www.zakon.kz/kazakhstan/4474876-mikrofinansovye-organizacii-v.html