Задать вопрос
Опрос
Отвечает ли новое законодательство (закон, подзаконные НПА) ожиданиям и потребностям участников рынка
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
Информация для членов АМФОК
логин:
пароль:

Курсы валют: курс доллара, курс евро

Анатолий Глухов: «Главное при введении регулирования – достичь золотой середины»

02.02.2012 Увеличение количества микрокредитных организаций и ежегодный рост объема кредитования дают повод говорить о развитии сегмента. Кроме того, в конце прошлого года в правительство был внесен проект закона РК «О микрофинансовых организациях». Концептуальное новшество законопроекта – введение регулирования микрокредитного сектора государственным регулятором – Национальным банком РК. Насколько привлекательны микрофинансовые организации среди населения уже сегодня и насколько они могут стать привлекательными для инвестора завтра, рассказывает директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана Анатолий Глухов.
Мариам БИЖИКЕЕВА
- В прошлом году специалистами Нацбанка было озвучено предложение внести понятие «микрофинансовых организаций», или МФО, и «регулирование и контроль над деятельностью МФО», а уже в начале года правительством проект соответствующего закона «О микрофинансовых организациях» был внесен в парламент Республики Казахстан. Как вы считаете, способны ли законодательные нововведения обеспечить дальнейшее развитие рынка микрокредитования, защитить права и интересы потенциальных заемщиков?
- Однозначно считаю, что введение регулирования в секторе микрокредитования благоприятно отразится на развитии всей системы микрокредитования в стране и будет способствовать институциональному развитию самих организаций, что приведет к усилению конкуренции в этом секторе и повышению качества предлагаемых услуг. Кроме того, предусмотренные проектом закона требования по прохождению обязательной процедуры регистрации микрофинансовой организации в Национальном банке и последующем предоставлении МФО соответствующей отчетности сделают невозможным создание финансовых пирамид под вывеской «МФО» и предотвратят сомнительную деятельность на рынке прочих подобных организаций. Думаю также, что не случайно Национальный банк предлагает провести переименование микрокредитных организаций в микрофинансовые. В дальнейшем, уверен, микрофинансовые организации смогут предоставлять своим клиентам более широкий спектр услуг, потребности на которые существуют в небольших городах и сельской местности и которые в настоящий момент не могут быть удовлетворены через БВУ или «Казпочту».
- Что, по-вашему, способно обеспечить прозрачность микрокредитных организаций (МКО) и повысить их инвестиционную привлекательность?
- Критерии прозрачности микрокредитных организаций, наверное, такие же, как и для любого другого финансового учреждения, заинтересованного в построении честных и доверительных отношений со своими клиентами и партнерами. Открытая в разумной мере информация об учредителях организации и понятная структура управления, доступные сведения об источниках финансовых ресурсов организации и четкой стратегии развития, несомненно, повышают инвестиционную привлекательность любой организации. Кроме того, потенциальными кредиторами всегда положительно оцениваются государственное регулирование сектора и наличие определенных пруденциальных нормативов. Предусмотренная новым проектом закона «О микрофинансовых организациях» возможность создания микрофинансовых организаций в форме акционерных обществ также будет являться привлекающим для инвесторов фактором.
- В настоящее время МКО не регулируются со стороны государственного уполномоченного органа, а регистрируются только в органах статистики и юстиции. При этом государственный контроль ограничен обязанностью МКО представлять статистическую отчетность в органы статистики и соответствующую информацию в налоговые органы. Способно ли введение института регулирования, контроля и надзора достигнуть цели – упорядочение и урегулирование деятельности МФО?
- Давайте будем оперировать цифрами: по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, по состоянию на 1 января 2012 года в стране зарегистрировано 1756 микрокредитных организаций, из них в органы статистики отчетность предоставляют только около 972 организаций. Чем занимаются остальные организации, к сожалению, никто сказать не может. С принятием нового закона такая ситуация будет невозможной. МФО либо в соответствии с законом и нормативными правовыми актами, как положено, отчитывается о своей деятельности и выполняет требования регулятора, либо регулятор принимает к организации соответствующие меры воздействия, вплоть до ее закрытия. На мой взгляд, самое главное при введении регулирования – достичь золотой середины, при которой регуляторные требования адекватны потенциальным рискам деятельности микрофинансовых организаций. Позитивно то, что Национальный банк готов к конструктивному диалогу по этому вопросу со всеми заинтересованными структурами.
- Способен ли законопроект создать благоприятную среду для дальнейшего институционального роста самих МКО и усилить конкуренцию в секторе? Какие факторы окажут влияние на развитие сектора в последующие 5-7 лет?
- Поскольку законопроектом вводятся нормы в части пруденциального регулирования, взаимодействия с кредитным бюро, организационно-правовой формы МФО, введения ответственности МФО перед регулятором за свою деятельность, расширения дополнительных видов деятельности МФО, все предпосылки для институционального роста МФО имеются. Насколько все перечисленное и, соответственно, сам институциональный рост будут реализованы в дальнейшем, зависит от окончательной редакции самого закона и подзаконных актов. Также от состояния в целом экономики Казахстана и влияния прогнозируемого нового финансового кризиса на процессы кредитования в стране. Микрофинансирование является частью финансового сектора и поэтому может быть подвержено всем тенденциям, возникающим в нем.
- Какое участие в разработке законопроекта принимала АМФОК? Вы могли бы озвучить ваши предложения в закон?
- Еще в начале работы над законопроектом Ассоциация предоставляла в государственные органы информацию об имеющемся международном опыте регулирования микрофинансовой деятельности, также организовывала встречи представителей микрокредитных организаций с представителями различных государственных органов. Кроме того, в дальнейшем рабочей группой, созданной при АМФОК, были внесены предложения по порядку прохождения процедуры регистрации, по перечню операций, разрешенных для МФО, срокам и порядку введения в действие нового закона, а также по многим другим вопросам. Хотя не все наши замечания были учтены, думаю, мы еще раз сможем попробовать найти по ним компромиссное решение при обсуждении данного законопроекта в парламенте.

Ссылка на газету: http://dknews.kz.